О том, как важен для человеческого мозга первый год жизни, ученым известно давно. В этот период, например, закладывается речь. До шести месяцев младенцы одинаково воспринимают все языки мира, но затем происходит сужение канала восприятия и чужой язык воспринимается все хуже, а родной все лучше.
Получается, что дети узнают родной язык и произносят правильные звуки еще до того, как научатся произносить слова. Магнитоэнцефалограмма показала, что восприятие речи включает не только слуховую зону коры человеческого мозга, но и двигательную. Это говорит о том, что ребенок не просто воспринимает взрослую речь, но и активно пытается говорить сам.
Авторы исследования даже выдвинули гипотезу о том, что базовая аудиально-артикуляционная карта формируется у младенцев уже к 20 неделе жизни, то есть тогда, когда у малыша начинает получаться «имитирование» гласных звуков и ударений. Даже в столь раннем возрасте дети способны воспроизводить те звуки, которые воспринимаются ими как речь.
Поэтому ученые советуют родителям максимально усиливать такие способности своих детей: говорить с младенцами с самого их рождения, медленно и четко выговаривая звуки. Поскольку ребенок лучше всего различает именно язык родителей, речевой аппарат малыша начинает более интенсивно готовиться к разговору.