Обслуживание железных дорог при этом относится не только к государственным, но и частным железнодорожным путям, обеспечивающим подъезд к производственным предприятиям и удобную транспортировку разнообразных грузов.
В этом аспекте железнодорожное строительство является привлекательной сферой для частных инвестиций – финансы направляются на строительство не только частных, но и государственных железнодорожных путей.
К текущему содержанию железнодорожных путей предъявляется ряд обязательных требований. В частности, оно должно соответствовать существующим правилам эксплуатации и безопасности железнодорожного транспорта, пожарной безопасности, безопасности жизни граждан, нормам охраны труда, сохранности транспортируемых грузов, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, а также нормам экологической безопасности. Задачей текущего содержания железнодорожного пути является поддержание самого пути, инженерных сооружений и стрелочных переводов в надлежащем состоянии, а также постоянный контроль над параметрами железнодорожного пути.
С момента своего появления железнодорожное строительство имело большое значение для экономического развития многих стран. После сооружения первой железной дороги общего пользования, а это произошло в 1825 году в Англии, оно стало активно развиваться в западноевропейских государствах и в Соединенных штатах Америки. Перевозка грузов и пассажиров по железной дороге в огромных по тем временам объемах и с большой скоростью послужило импульсом для развития экономики. В России строительство железных дорог начало развиваться в начале девятнадцатого столетия, а после победы в Отечественной войне 1812 года системы железнодорожных коммуникаций неуклонно совершенствовались.
Наибольшее развитие железнодорожное строительство получило в 1880-х годах девятнадцатого века. За десять лет железнодорожного бума в эту отрасль вкладывались огромные средства, протяженность сети железных дорог превысила шестьсот тысяч километров. Самыми быстрыми темпами строительство железных дорог велось в Соединенных штатах Америки, эта страна и сегодня по протяженности железнодорожных путей стоит на первом месте в мире.
В России строительство железных дорог стимулировало развитие металлургии, машиностроения, угольной промышленности, способствовало заселению отдаленных регионов. В частности, с расширением сети железных дорог быстрыми темпами стали заселяться черноземные степи Предкавказья, Северный Кавказ, Сибирь. Современные железные дороги прокладываются в условиях, которые совсем недавно считались непреодолимыми препятствиями для такого строительства – в сейсмически активных регионах, в районах вечной мерзлоты, в высокогорных районах.