Идея постройки нового вокзала в Москве принадлежала обществу Рязанско-Уральской железной дороги, которая будучи обладателем самой большой сети транспортных путей, не имела выходу в Москву. Эту проблему нужно было решить, потому было получено разрешение на строительство железной дороги Москва-Павелец.
Весной 1897 года строительство было окончено раньше срока на 8,5 месяцев, однако проблему так и не решило, так как новая железная дорога вела в Москву, но не оканчивалась вокзалом.
Спустя некоторое время и заручившись новым разрешением, рабочие из общества Рязанско-Уральской железной дороги принялись строить Павелецкий вокзал. Здание было спроектировано по обычному для того времени канону, имело симметрию, высокие потолки и окна, большую площадь для удобства путешествующих с багажом. Также были предусмотрены багажное отделение, залы ожидания, кассы продажи билетов, места общепита, аптека и телеграф.
Заказчики не поскупились на материалы для строительства и отделки. Всем своим видом и отделкой из лепнины новый вокзал показывал солидность и монументальность. Для того времени – это было действительно отлично спроектированное здание, годное исполнять свои функции.
Павелецкий вокзал был открыт 1 сентября 1900 года, на котором его освятили и провели молебен, на мероприятии помимо главного инженера В.В. Тимофеева присутствовали купцы и представители обществ, занимающихся грузоперевозками, начальники вокзальных служб и пресса.
Павелецкий вокзал исправно выполнял свою функцию почти век. Поэтому, когда в восьмидесятых годах пришла пора подумать о расширении площади вокзала из-за разросшегося пассажиропотока, перед проектировщиками встала непростая задача – переделать оснащение вокзала и подтянуть его до современного уровня и сохранить исторический вид вокзальной площади, который так привычен горожанам и путешественникам.
Архитекторы постарались на славу, новый железнодорожный вокзал соответствовал всем заданным параметром. Теперь он имеет современное оснащения, и все удобства европейского класса. По величине новое здание превосходит старое в шесть раз, и внутри него способно разместиться порядка десяти тысяч человек.
Стараясь сохранить внешний вид, увековеченный историей, архитекторы-проектировщики сделали так, чтобы здание вокзала казалось одноэтажным. На самом деле, Павелецкий вокзал имеет три этажа для пассажиров и один для персонала, разумеется, со всем необходимым техническим оснащением.
Кстати, недалеко от вокзала находится комфортабельный отель Катерина Павелецкая.