Опера «Турандот» итальянского композитора Джакомо Пуччини впервые увидела свет в далеком 1926 году. Заказать билеты в Большой театр сейчас, наверное, проще, чем было достать билетик на ту премьеру в Миланской опере. Всего полтора года прошло со дня кончины великого маэстро, который оставил свое детище без финала.
Говорят, что дирижер Артуро Тосканини на премьере, дойдя до финала, остановил оркестр. «Здесь опера заканчивается, потому что на этом месте Маэстро умер», - сообщил он публике, покидая свое место во главе оркестра. И зрители проводили музыканта овацией. Кого благодарили итальянские любители музыки? Может быть, самого Пуччини, создавшего великую музыку и ушедшего в иной мир, так и не открыв тайну Турандот.
Легендами о прекрасной и жестокосердной девственнице, мучающей своих женихов загадками или заведомо невыполнимыми поручениями, наполнен фольклор разных народов мира. Такова история принцессы Турандот, известной европейскому читателю из сборника знаменитых персидских сказок «Тысяча и одна ночь».
Китайская принцесса Турандот сначала появилась на парижских ярмарках, в традиционных для Франции кукольных балаганчиках. Потом венецианский поэт Карло Гоцци, очарованный роковой и жестокой Турандот, посвятил ей одну из своих лучших театральных сказок. Романтичный немец Шиллер переработал сказку Гоцци, создав пьесу, захватившую европейские подмостки на целых сто лет.
Композиторы тоже не оставались в стороне, но только Пуччини воплотил в своем последнем произведении самую страшную и неразгаданную тайну китайской принцессы.
Как роковая воительница, отвергающая мужчин и убивающая их, может превратиться в любящую и самоотверженную женщину? Вопрос серьезный, далеко выходящий за рамки театральных проблем. Ответ на этот вопрос до сих пор не получен. Может быть, открытый финал оперы – это как раз и есть объяснение?
Каждое поколение создает свой финал. Хотя весь двадцатый век последняя опера Пуччини исполнялась с финалом в "редакции Альфано". Билет на оперу «Турандот» в Большом театре дает возможность услышать творение Пуччини с традиционным финалом, но в необычной, совсем не традиционной постановке, которую осуществила американка Франческа Замбелло.
Режиссер из США учитывала специфику российского зрителя, поэтому главной темой оперы стал своеобразный анализ тоталитаризм, пусть даже в сказочном и абстрактном виде. Опера «Турандот» вот уже десять лет с успехом идет на сцене Большого, продолжая вызывать искренний интерес зрителей и ценителей прекрасной музыки великого итальянского Маэстро.