Информация Потребительская сознательность: к вопросу о перспективах повышения уровня жизни
- Подробности
Потребительский рынок развивается стремительными темпами. Причем, что приятно, динамика его усовершенствования, наконец, распространилась и на сферу отношения между сторонами сделки: продавцом и покупателем. Стереотипная продавщица киоска в роли местной Снежной Королевы, осталась далеким призраком в закромах истории. Тем не менее, в программах защиты финансовых интересов потребителя осталось много "узких" мест. А главная проблема все та же – низкая правовая культура членов общества.
В частности, сколько раз в год среднестатистический покупатель задает запрос, к примеру, "защита прав потребителей горячая линия" в строке поискового сервиса? Или сколько людей помнит, что эта линия существует? По результатам опроса оказалось, что обращаются за консультацией по указанному номеру (для каждого региона он свой) только 10% пользователей из всех, кто в год совершает более 3 неудачных дорогостоящих покупок. В чем причина такой низкой активности общества? Она не одна, специалисты выделяют как минимум 3 предпосылки молчания:
1. Многие не знают, с чего начать борьбу за собственные права, потому обращаются к продавцу, у которого была совершена неудачная покупка. Получив умный, но непонятный ответ от последнего, большинство на том и успокаиваются. В то время как всем без исключения доступна независимая бесплатная юридическая консультация, воспользовавшись которой можно было бы добиться иного исхода.
2. Страх – еще один стимул "отмолчаться". На Западе это распространенная практика – вернуть неподходящий товар или обменять его на другой. А на постсоветском пространстве ее схема до сих пор многих пугает. Точнее, пугает возможность отказа, но разве она не наносит больше вреда, чем бездействие, хотя бы в финансовом плане?
3. Элементарная лень – еще одна неуважительная причина молчания общества. Многие попросту не хотят связываться с бюрократической машиной, рассудив, что времени на разбирательства уйдет больше, чем было потрачено денег. При этом мало кто отдает себе отчет в том, что современное общество защиты прав потребителей работает в разы быстрее любой из привычных государственных и даже частных инстанций (и это, между прочим, статистический факт).
Каким должен быть вывод из вышесказанного? На самом деле все просто: пока общество не выйдет на принципиально новый правовой уровень, частное финансовое семейное планирование обречено оставаться не эффективным. Что вряд ли положительно скажется на качестве жизни страны в целом и отдельной семьи, в частности. При этом все предпосылки для наращивания данных показателей уже имеются: осталось только начать ими пользоваться.
Источник: Nv-Varta.ru