Для неискушенного пользователя в любом цифровом фотоаппарате имеется режим автосъемки. Это означает, что вы сможете снимать разные сюжетные программы (портрет, ночная съемка, пейзаж, снег, песок, спорт и т.д) в соответствии с их особенностями. Другими словами, модифицированный автоматический режим - это предустановленные параметры диафрагмы, выдержки, баланса белого и способа, которым производится замер экспозиции.
Недорогие цифровые фотоаппараты имеют только и исключительно автоматическую регулировку разных режимов: то есть, вы выбираете в соответствии с условиями конкретный режим и устанавливаете его на камере. Обычно в любительских фотоаппаратах имеется до 10 сюжетных программ. Но не всегда фотоаппараты Sony или Canon, в настройках которых вы можете выбрать конкретный режим, дают качественное изображение. Более того, в бюджетных камерах реальные различия в предустановках разных режимов работы бывают весьма несущественными, а значит, непринципиальными.
Итак, какие же предустановленные режимы сюжетных программ существуют в камерах любительского класса? Самые распространенные – это «Портрет», «Пейзаж», «Натюрморт», «Пляж и снег», «Музей», «Ночная съемка». Эти опции в разных фотоаппаратах могут называться по-разному: вы можете купить Nikon или HP, и обнаружите в предлагаемых настройках режим, выполняющий аналогичные функции, но называющийся иначе.
Какие основные понятия характерны для любой камеры? Во-первых, это выдержка, а, во-вторых, диафрагма. Выдержкой называют время, в течение которого затвор остается открытым, а значение диафрагмы обозначает величину, обратную относительному отверстию объектива. При большой выдержке изображение будет более светлым, и его качество может страдать из-за невозможности удержать камеру на весу в полной неподвижности. Поэтому для съемки на большой выдержке лучше использовать штатив.
Что касается диафрагмы, то, с одной стороны, если она большая, то на матрицу попадает много света, и можно сделать выдержку короче. Этим приемом можно избежать так называемой «шевеленки» - смазанности объекта на изображении, вызванной колебаниями камеры. Но большая диафрагма – это прямой путь к уменьшению глубины резкости, что не есть хорошо. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это диапазон расстояний от объектива, в пределах которого предметы получаются резкими. Но не всегда ГРИП является основным показателем: например, на портрете требуется совсем малая глубина резкости и фон должен быть размытым. И, наоборот, при съемке пейзажей требуется большая ГРИП, а значение диафрагмы – минимальным. В этом случае большое количество деталей на разном расстоянии от объектива будут изображены с достаточной резкостью. Таким образом, фотограф, собираясь сделать очередной кадр, выбирает оптимальное соотношение «выдержка-диафрагма», которое позволяет получить правильно экспонированное изображение.