Поразительные явления начинают происходить с человеком, когда ему уже кажется, что вся его жизнь вот-вот должна разрушиться, а счастливые планы так и остаться в мечтах.
Метафорично такое психологическое состояние можно сравнить с настроением перед утренним рассветом. То есть, именно тем временем, когда в конце каждой ночи может наиболее сильно возникать ощущение, что она как никогда затянулась. В такие минуты слабости более всего стоит вспоминать о таком цикличном законе в жизни.
Человеческая история знает множество примеров, когда взятый в осаду со всех сторон жизненными обстоятельствами, человек понимал, что выбраться из этих перипетий на этот раз ему не придется! Однако только после такой отчаянной уверенности, когда все комплексы и настроения по самолюбованию и саможалению оставлялись, т.к. теряли более смысл, человек зачастую и находил выход. Становясь снова счастливым, ну или хотя бы продолжая путь к счастью – в зависимости от способности оптимистично смотреть на свои цели.
В обывательской жизни, обставленной со всех сторон суетными хлопотами и некими неблагоприятными совпадениями, даже слабовольный и меланхолично обычно настроенный человек понимает в такие моменты, что по существу терять все равно более нечего. И даже безнадежный, казалось бы, пессимист часто говорит себе на своем любимом – заведомо несчастливом языке: «Помереть всегда успею, попробовать надо все же!» Но это уже, условно говоря, совсем другие интонации в этом еще несовершенном словаре.
Настроение такой созидательной активности многократно опровергало «обреченность». И поиск смысла жизни, наконец, становился конструктивным. Правильнее бы было сказать даже несколько по-другому: «безнадежные ситуации» обычно, если и решались, то лишь при таком настроении. Кто обладает хоть сколько-нибудь развитым вниманием, акцентируемым не только на материальных подробностях, ежедневно замечал и продолжает замечать, как однажды закрепившееся благодаря тем или иным причинам счастливое настроение, устоявшее хоть не слишком долгое время под воздействием малодушных позывов, приводило к «фортовому» стечению обстоятельств и далее – подобно принципу домино. Даже те, кто не осознает значение такого самопрограммирования, в таких случаях говорят: «Сегодня у меня был очень удачный день!», «Этот год стал таким успешным и сделал меня увереннее в себе более, чем все предыдущие мытарства» и т.д..
Решение трудностей возможно только при настройке на позитив и оставлении депрессивных настроений. Не стоит понимать это, как пир во время чумы – что, по сути, есть все то же саможаление. Не перепутаем сосредоточенность с депрессивностью. Выражаясь на примере, от ожиданий «очередных несчастий» (которые, несомненно, настигнут при таких настроениях, т.к. за «них» сойдут любые текущие незначительные проблемы, а предпосылки к решению будут, с удивляющей настойчивостью, не замечаться) нужно прийти к напряженному, лишенному отвлекающих эмоций поиску выходов.
Обратите внимание на близких, да и на дальних друзей и знакомых. При чуть большей наблюдательности, не сложно обнаружить, как депрессивные люди словно магнит притягивают несчастья. Они все время страдают и уже, кажется из мазохизма, любуются этим процессом. Воспринимая и растрактовывая даже успешные обстоятельства в стиле: «Вот ведь как! Смотри ка, а я думал такого уж и не бывает. А, все равно конец известен!». Они этим словно хотят сказать: «Ну, если опять случится беда, так я хоть буду знать, что все в порядке в мире этом. Такова судьба и природа!» Не потрудившись при этом даже попробовать мыслить позитивно. А уж тем более – будучи неспособными мыслить о судьбах и законах природы – ничего не зная о них и знаний не желая воспринимать! Пожалуй, если Господь существует в лице некоей единой фигуры и сущности, то ему не просто помогать такому «страдальцу»! Да и психологу (а то и психиатру) куда сложнее локально лечить тех, кто падает духом так безапелляционно. Наверное, любой практикующий доктор располагает примерами из собственной практики и подтвердит, как важно уметь оставаться счастливым при борьбе с заболеванием. Эффект Плацебо уже не требуется доказать. Говоря же об официально неизлечимых болезнях, можно вообще уверенно заметить, что случаи их излечения и вовсе не имели места у пациентов, сориентированных на психологическое саморазрушение (разве что, если случались заведомо неверные изначальные диагнозы).
Психологи категоричны в том, что упадочные настроения – это ни что иное, как латентный эгоизм (ожидание жалости от окружающих или абстрактной фигуры Бога и получение скрытого удовольствия от специально обмусоливаемых фантазий на эту тему). Потому и лечить так трудно эти психонастройки. Эти пациенты косвенно постоянно спорят а-ля «переубедите меня, что я счастлив». Наверное, любой блог психолога наполнен перепиской со стороны таких пациентов в стиле: «Если бы было все, как Вы УТВЕРЖДАЕТЕ, то давненько уж не стало бы того, что имеет место!» Нет сомнений у специалиста, что такой «страждущий помощи» ожидает, что его начнут спасать и переубеждать. Но трудно бросать спасательный круг человеку, который хочет продолжать тонуть и только в этом мазохистском желании жалости и утешений находит какую-то извращенную форму счастья для себя. Практика показывает, что все такие «счастливые порции», полученные при беседах быстро расходуются в первое же время «самостоятельной жизни». Ведь такой человек вместо попыток стать счастливым, по заведенной самоустановке, продолжает спорить (внутри себя) и постоянно выискивает нечто вроде: «Зх, а вот неужели бы и на этот ужасный случай из моей грешной судьбы мой психоаналитик нашел бы как вывернуться!». Это ущербное мировоззрение становится даже неким паталогическим. Кстати, наука его проходила десятки тысяч раз. Лицу, трепетно охраняющему такие несчатливые настроения нужно перестать играть в самолюбование, да и не забывать, что рядом с несчатливыми людьми и другим тяжело, т.к. они способны иногда людей со слабой психоконституцией сбивать с толку.